Все, кто проходил когда-то обучение на директолога, наверняка сталкивались с одним лайфхаком от преподавателей – настройка рекламы по названию конкурентов. Рецепт простой. Например, вы рекламируете компанию по продаже детских игрушек «Любимая мама», а ваш конкурент – компания «Хороший папа». Ставите в ключи название конкурента, и вуаля – покупатели ищут «хорошего папу», а приходят к «любимой маме».
Горячий трафик, минимальная стоимость клика, довольный заказчик – что еще нужно для полного счастья директолога? Но больше этот лайфхак не работает. Точнее, он работает, но может вылиться в приличную сумму штрафа.
Например, по имени нашей компании - SeoLand встречается контекстная реклама. Особенно это заметно в будни. Это не законно, в том числе потому, что SeoLand проходит регистрацию товарного знака и через 1-2 месяца получит свидетельство.
Так же, хотелось бы отметить, что наша компания не использует подобные методы в продвижении сайтов, как клиентских сайтов, так и собственного.Изменения законодательства
Если вы думали, что законодатель не следит за рынком Интернет-рекламы, то вы ошибались. В апреле 2019 годы увидел свет очередной пленум Верховного суда РФ. В нем черным по белому написано (пункт 172, далее – цитата):
«Использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в сети «Интернет» в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации, с учетом цели такого использования может быть признано актом недобросовестной конкуренции (статья 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции», статья 10 Парижской конвенции)
Чтобы не мучить вас юридической терминологией, объясним «на пальцах». Если организация запускает Интернет-рекламу и использует в ней ключи с названием конкурентов (либо очень похожие ключи), то вердикт однозначен – налицо недобросовестная конкуренция с соответствующим наказанием за нее.
Что из этого следует. Для начала Федеральная антимонопольная служба имеет все полномочия, чтобы оштрафовать вас на сумму в размере 100–500 тысяч рублей (читайте статью 14.33 Кодекса об административных правонарушениях РФ). Затем уже компания, на права которой вы «покусились», подает иск в рамках гражданского судопроизводства и взыскивает компенсацию за использование своего товарного знака (статья 1515 Гражданского кодекса РФ). «Попасть» можно на сумму до 5 миллионов рублей.
Почему происходит фактически двойное наказание? Потому что в данной ситуации пострадавшими признаются две стороны – компания, чей товарный знак был использован незаконно, и потребители, которые получили не тот товар, который искали. За нарушение конкуренции и ущерб потребителям наказывает ФАС, а за нарушение прав компании – гражданский суд.
Порядок действий такой:
1. Правообладатель, чьи права нарушены, обращается в ФАС.
2. Те в свою очередь проводят проверку, выявляют нарушение и выписывают штраф.
3. Правообладатель идет в суд с решением антимонопольной службы и выставляет сумму иска.
4. Суд принимает сторону правообладателя и назначает размер компенсационной выплаты.
5. По решению суда банк списывает деньги со счета компании, нарушившей закон, в пользу правообладателя.
Итоги
Краткие выводы из всего вышесказанного:
- Интернет-реклама с использованием зарегистрированных названий других компаний влечет наложение штрафа до 500 тысяч рублей в пользу государства, и компенсации до 5 миллионов рублей в пользу правообладателя. Конечно, суды обычно не выставляют верхнюю плану, но «попасть» на 800–900 тысяч вполне реально.
- Если обнаружили, что конкурент рекламируется по вашему торговому знаку – сразу же подавайте ему письменную претензию.
- Нет реакции на претензию – обратитесь к поисковикам с жалобой на действия нарушителя.
- Если тоже нет реакции – обращение в суд.
- Если сами рекламируете свою компанию по названиям конкурентов – лучше отключите эти рекламные объявления. Шансов влететь на деньги очень большие, а оно вам надо?